Минфин предложил скорректировать подходы к разработке стратегии развития страховой отрасли в РФ - источник
Минфин подготовил и направил на согласование профильным ведомствам проект доклада об эффективности мер, направленных на развитие страховой деятельности в РФ, которые были заложены в отраслевую стратегию и утверждены правительством на семилетний период до 2020 года, доклад будет направлен президенту РФ, сообщил "Интерфаксу" источник на финансовом рынке, знакомый с текстом проекта документа. Замечания по проекту документа должны быть направлены разработчику заинтересованными ведомствами до 20 февраля этого года, сказал он.
"Цель проекта доклада - не только анализ достигнутого и эффективности принимаемых мер, направленных на развитие страховой деятельности, но также предложения по корректировке стратегических подходов", - сказал собеседник агентства.
Минфин считает, что меры по развитию рынка за прошедший период доказали свою актуальность, они были направлены на развитие рынка. Вместе с тем ведомство отмечает, что стратегия развития страхового рынка на период до 2020 года создавалась в 2012-2013 годах и исходила из одного оптимистичного сценария развития экономики страны, ее финансового рынка. В частности, учитывался общий тренд по значительному улучшению экономической ситуации после кризисного периода в 2008 году.
При формировании стратегических планов в развитии страхования 7 лет назад разработчики в правительстве исходили из сценария, предполагающего повышение уровня экономического и социального развития страны, эффективное нормативно-правовое регулирование страховой отрасли, совершенствование государственного страхового надзора, судебной системы страны и системы исполнения судебных решений, а также повышение социальной ответственности бизнеса за выполнение взятых обязательств, создание и становление международного финансового центра в России.
Упомянутые условия были реализованы не в полной мере, отмечается в документе. В том числе в связи с изменениями экономической и геополитической ситуации, с введением санкций со стороны зарубежных стран в отношении российской экономики и российских компаний. Также сказались последствия финансово-экономического кризиса 2014-2015 годов, они повлекли снижение реальных доходов населения, пересмотр приоритетов в направлениях расходования денежных средств, снижалась активность потребителей на рынке страховых услуг. Кроме того, на период действия стратегии приходится переходный этап в регулировании страховой отрасли, обусловленный передачей 1 сентября 2013 года Центробанку РФ полномочий в сфере финансового рынка, в том числе функций по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности, создания в стране "мегарегулятора". Приоритетами ЦБ в регулировании страхового рынка стали меры по оздоровлению финансового рынка для обеспечения его стабильности и эффективного развития. При этом на определенном этапе это привело к существенному сокращению общего количества субъектов страхового дела. "Все эти аргументы содержатся в проекте доклада Минфина РФ", - сообщил источник "Интерфаксу".
СТРАТЕГИЯ ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА ТРИ СЦЕНАРИЯ
В рамках корректировки стратегических подходов "Минфин предлагает количественные и качественные значения показателей моделировать в трех сценариях - базовом, оптимистичном и пессимистичном. Все они могут быть связаны со значениями контрольных показателей, и в зависимости от показателей будет осуществляться переход с одного сценария на другой", сказал собеседник агентства.
Для более наглядной демонстрации динамики развития российского страхового рынка целесообразно производить мониторинг дополнительных показателей, считают авторы доклада из Минфина. В число таких показателей ведомство предложило включить количество заключенных договоров страхования (в том числе по добровольному страхованию) на душу населения; долю страховой премии, полученной по договорам страхования, заключенным без использования интернета; объем страховых резервов по страхованию жизни; число жалоб на деятельность страховых организаций в ЦБ из расчета на 1000 заключенных договоров страхования; отношение активов страховых организаций к ВВП РФ.
Правительственная стратегия развития страхового рынка в последние 8 лет была ориентирована на переход от экстенсивного к интенсивному пути развития страховой отрасли, в первую очередь за счет развития добровольных видов страхования. Несмотря на постоянно менявшиеся за период реализации условия, абсолютные значения контрольных показателей стратегии демонстрируют уверенный рост, отмечают в Минфине.
"Начиная с 2011 года показатель соотношения добровольного и обязательного страхования в структуре совокупной страховой премии не демонстрирует значительных изменений, однако следует отметить, что страховой рынок развивается преимущественно за счет добровольных видов страхования, доля которых в объеме совокупной страховой премии в 2020 году ожидается на уровне 83,3%. Так, отмечается положительная динамика показателей проникновения страхования и плотности страхования (ожидается относительный прирост по указанным показателям в 2020 году по отношению к 2011 году на 12,4% и 123,8% соответственно). Объем совокупной страховой премии также растет (ожидается относительный прирост в 2020 году по отношению к 2011 году на 130,1%). Одновременно наращивается доля страхования жизни, которое являлось основным драйвером страхового рынка (ожидается относительный прирост в 2020 году по отношению к 2011 году на 408,8%)", - процитировал собеседник агентства проект доклада.
Как сообщалось, Всероссийский союз страховщиков (ВСС), понимая необходимость корректировок в стратегических подходах, в 2018 году разработал свою стратегию развития страхового рынка. "Страховое сообщество разработало и утвердило новую стратегию развития отрасли на период до 2021 года. Это первая стратегия, которую сообщество создало само, и она ориентирована на выполнение конкретных реализуемых задач, часть из которых начала выполняться уже в процессе разработки документа - в течение 2018 года", - прокомментировал тогда "Интерфаксу" разработку документа президент ВСС Игорь Юргенс.
"Все стратегические подходы к развитию страховой отрасли в РФ в будущем могут быть гармонизованы с учетом нацпроектов, которые затрагивают темы страхования. Также стратегическое планирование должно учитывать планы ЦБ по развитию разных секторов финансового рынка на перспективу", - высказал предположение собеседник агентства, знакомый с проектом доклада Минфина РФ.