Страховые брокеры генерируют спрос на страховые услуги на стороне клиентов - член совета АПСБ Андрей Денисов
Ассоциация профессиональных страховых брокеров (АПСБ) совместно с Банком России разработала и внедрила базовые стандарты для страховых брокеров осенью этого года. АПСБ и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) трансформировались в саморегулируемые организации с разрывом в несколько месяцев. Как сегодня строятся отношения со страховщиками и регулятором и какими видят страховые брокеры свои задачи на рынке, член совета АПСБ Андрей Денисов рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Когда обсуждалась тема формирования СРО на страховом рынке, рассматривался и вариант включения ассоциации брокеров в состав ВСС, союз мыслился как единое СРО. Эта идея не нашла поддержки у посредников, и страховые брокеры предпочли создать собственную СРО. Почему?
- Потребность в таком институте, как страховой брокер, в мировой практике возникла 200 лет назад и не теряет актуальности. Как добровольный союз профессионалов-единомышленников АПСБ в России была создана еще в 2002 году и начала работать раньше, чем возникло законодательное требование организации СРО на страховом рынке. Вообще в брокерской деятельности заложена двойственность. С одной стороны, мы должны тесно работать со страховщиками в создании страховой защиты для клиента, но с другой - мы в первую очередь находимся на стороне клиента, отстаиваем его интересы. Задача брокера - находить и создавать профессиональные решения, защищающие клиента. Интересно, что клиентом может оказаться и сам страховщик при размещении своих рисков в перестрахование с помощью брокера.
При этом мы понимали, что ряд задач, стоящих перед брокерским сообществом, мы сможем решить только нашими собственными усилиями, будучи отдельным, независимым СРО. АПСБ получила статус СРО в сфере деятельности страховых брокеров в феврале 2017 года.
В состав совета АПСБ кроме собственно страховых брокеров входят и независимые члены, в том числе - представители ВСС, поэтому у нас очень хороший диалог на уровне руководства нашей саморегулируемой организации и ВСС. Мы братские, дружеские СРО. Мы регулярно участвуем в обсуждениях по общим для нас темам и выработке паритетных решений, в экспертных обсуждениях законов в Госдуме.
- Как вы определяете задачу страхового брокера сегодня?
- Фактически мы являемся генератором страховых услуг, создаем спрос у клиентов для того, чтобы они искали страховые решения, помогаем находить их. Кроме того, мы действительно берем на себя задачу защиты интересов страхователя. Заключая договоры, клиент выходит от нас в первую очередь с защитой собственных рисков, а не просто со страховым полисом. Предварительно мы консультируем клиента, смотрим, какие есть риски у компании, какие из них стоит страховать, а какие - нет. Безусловно, немаловажной является и роль брокера в организации процесса урегулирования страхового случая.
- А страховые агенты разве не работают в интересах клиентов?
- Важно определиться. Мы говорим о страховании интересов юридических лиц и о деятельности посредников в этой сфере, в том числе агентов. Деятельность страхового агента контролируется и регулируется страховщиком, этим многое сказано. Задача брокера - обеспечить клиенту получение от страховщиков наилучших условий. Интерес самих СК учитывается, но не становится приоритетной задачей для брокера. Наше преимущество еще в том, что брокер говорит с СК на одном языке, профессионально, понимает глубину вопроса, может аргументированно отстаивать сторону клиента.
- Деятельность страховых агентов российским законодательством никак не определяется и не регулируется...
- Заметьте, страховые брокеры - единственная категория посредников, деятельность которых лицензируется, они ведут отчетность перед ЦБ, включены в реестр регулятора.
Здесь вот как раз и возникает принципиальная развилка интересов. Агенты у страховщиков работают как их внештатные сотрудники, они не могут не считаться с этим. А агентская комиссия может быть гораздо больше, чем брокерская, если агентом выступает, например, банк, продающий страховые полисы от имени страховщика.
- А на самом деле, что клиенту выгоднее?
- ЦБ начал публиковать консолидированные данные по уровню комиссий страховым посредникам. Уровень брокерских комиссий несопоставимо ниже, чем у других посредников. Если где-то есть серая зона, она не связана с брокерами. Брокер сегодня обязан показывать всю финансовую составляющую своей работы и работы страховщиков. Докажу на примере. Итак, клиент приходит напрямую (как ему кажется) к страховщику и получает первоначальную цену со всеми включенными накрутками самого страховщика и его агента, а также с ценой перестраховщика. Ситуация усугубляется тем, что очень часто цену перестрахования и условия страхования, особенно по крупным объектам - будь то нефтеперерабатывающий завод, большое металлургическое предприятие, шахта, ракета, огромная выставка картин, которая едет из музея российского за границу, определяет не российский страховщик, а зарубежные перестраховщики. Они берут на себя большую часть этого риска, и потому их слово - определяющее, это справедливо. Клиент сам никогда разберется в тонкостях ценообразования в цепи участников.
Мы как страховой брокер можем цену перестрахования обсудить с клиентом и перестраховщиками, то есть зайти с конца цепочки. Тогда заинтересованный в страховании и информированный о позиции перестраховщиков клиент будет говорить со страховщиками совсем иначе. Любые условия, которые ему необходимо учесть в договоре, мы также можем обсудить с перестраховщиками. После этого российский страховщик выдает полис на тех условиях, которые заранее согласованы сторонами. Более того, в программе перестрахования по крупному договору может быть много участников. Важно последить, чтобы все юридические документы согласовывались друг с другом с точки зрения единства страхового покрытия. Это профессиональная и кропотливая работа в интересах клиента, она позволяет избежать споров участников цепочки при наступлении страхового события.
- Вы можете привести пример столкновения интересов брокеров и страховщиков?
- К примеру, ВСС сообщил, что после формирования СРО союзом были разработаны и утверждены ЦБ базовые стандарты проведения операций и работы с клиентами. Мы действовали аналогично - разработали первый в РФ базовый стандарт брокерской деятельности, он вступил в силу 23 октября этого года (документ утвержден ЦБ). Он определяет порядок действий страхового брокера, формулирует условия прозрачности ведения бизнеса, вводит требования к уровню информированности и качеству обслуживания получателя страховой услуги, работе с жалобами и обращениями. Применение на практике наших и стандартов страховщиков ставит вопрос о приоритетности. Какие из них имеют преимущество и должны браться за основу при составлении договора с клиентом?
- И какой выход?
- Ведем переговоры. Брокерам требуются еще и дипломатические способности. Отдельным участникам удается достигнуть компромисса в каждом отдельном случае. Небольшим брокерским компаниям сделать это труднее. Вопрос принципиального арбитража этих двух стандартов сохраняется.
- В чем задачи брокерских объединений на рынках развитых стран?
- Похожие объединения брокеров есть, безусловно, практически во всех развитых юрисдикциях. К их голосу прислушиваются на финансовом рынке, они во многом определяют задачи развития страховых рынков, создания новых продуктов. До 11 сентября 2001 года страхование риска терроризма не было актуальным. После известных событий в США потребовалось создавать специальные емкости для защиты от таких рисков. Заслуга брокерского сообщества в этой работе была велика. Сейчас на Западе активно развивается киберстрахование. И там иное отношение к подобным рискам по сравнению с Россией.
- В чем разница?
- У нас потенциальные страхователи смотрят друг на друга и говорят: "пусть другие сначала купят страховую защиту, а мы пока подумаем". Подобная ситуация практически невозможна в развитых юрисдикциях. В обществе очень быстро созревает понимание того, что техногенные катастрофы могут влиять как на отдельные предприятия или их клиентов, так и на всю страну в целом. Все чаще и чаще происходят блэкауты, этот риск, как правило, приходит через киберпространство. Когда большие риски становятся очевидными, государства подключаются к решению задачи по защите экономики, страховщики начинают разрабатывать свои предложения, а объединения страховых брокеров способствуют ускоренному развитию страховой культуры.
- В любом случае пока в России про киберриски думают в связи с защитой персональных данных, а не имущественного комплекса или бизнеса...
- Как показывает международная практика, 20%-25% в структуре потенциального ущерба предприятия - это вред имуществу. Остальные убытки при реализации киберрисков связаны с простоем бизнеса из-за необходимости восстановления систем и оборудования, восстановления контроля, поиска причины отказа в работе оборудования и других вспомогательных расходов. Страхование действует как система, как технология, помогающая решить такие вопросы без всякой штурмовщины. Страховщики заплатят вперед, чтобы клиент быстрее начал восстанавливать производство, от чего в итоге выигрывает и клиент, и страховщик, и государство.
- Есть примеры позитивного опыта сотрудничества клиентов, страховщиков и страховых брокеров в РФ в кризисные времена?
- В кризисный период 2014 года (впрочем, примером может послужить любой период кризиса) возникла сложная экономическая ситуация, когда у дистрибьюторов не стало денег, торговля сталкивалась с затруднениями, возник кризис недоверия в среде партнеров. Я понимаю международную компанию-импортера, она не может просто отдать под честное слово товар, она должна этот риск оценить и закрыть. И вот рынок страховщиков дебиторской задолженности (а есть и такое страхование) и ряд крупных брокеров в России взялись решать поставленную экономикой задачу. Если бы профессионалы - представители разных отраслей финансового рынка не объединили усилия, если бы не справились с такой задачей, предложение целого ряда важнейших товаров в России могло сильно сократиться, а цены резко пошли бы вверх. Мы сейчас не ощущаем никакого дефицита товаров, экономика функционирует нормально, в том числе фармацевтическая отрасль, отрасль электроники и другие.