Законопроект о страховании жилья от ЧС проходит последние согласования и может быть рассмотрен Думой до конца сессии - Аксаков
Многострадальный текст законопроекта о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера проходит последние согласования и может быть рассмотрен Госдумой во втором чтении до конца весенней сессии, сообщил "Интерфаксу" глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
О высокой степени согласования положений законопроекта "представителями Минфина как его разработчиками, депутатами и Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) также сообщил "Интерфаксу" президент ВСС Игорь Юргенс. Он добавил, что "концепция законопроекта, принятого в первом чтении еще Госдумой предыдущего созыва, не претерпела принципиальных изменений".
В первом чтении законопроект был рассмотрен в 2015 году. Продвижения обсуждений не было все это время из-за существенных разногласий по документу. В том числе возражения после первого чтения были представлены представителям администрации президента РФ.
ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ
Член рабочей группы по обсуждению законопроекта пояснил "Интерфаксу", "что доработанный документ по-прежнему носит общий характер и будет реализован на основе добровольного страхования, то есть граждан РФ никто не понуждает к заключению такого договора по закону".
При этом он добавил, что "всякому потребителю по любой добровольной программе страхования жилья будет предложено включить риск страхования от ЧС природного характера в минимальном объеме в договор. Второй договор страхования имущества страхователь может заключить уже без включения этого риска. Кроме того, сохраняется рамочный характер всего законопроекта - конкретные программы страхования жилья на территориях РФ будут разрабатываться в регионах. Все регионы должны будут представить такие программы. Эффективность работы региональных администраций будет оцениваться в том числе с учетом наличия или отсутствия подобной программы страхования жилья для населения на территории".
"Система возмещения вреда сохраняется согласно конструкции, предложенной Минфином еще при рассмотрении документа в первом чтении. Она многоуровневая. Так, ЧС регионального значения предполагают выплаты для держателей страховых полисов из регионального бюджета, более серьезные и масштабные ЧС - из федерального. Таким образом, структура выплаты зависит от классификации ЧС. Кроме того, в составе выплаты есть чисто страховая составляющая, определенная региональной программой, которая может распространяться не только на риски ЧС, но и на риски, например, повреждения огнем, водой и другие. Сверх этого сам гражданин в том же полисе индивидуально по договоренности со страховой компанией может расширить страховое покрытие по своему усмотрению до полной рыночной стоимости жилья", - продолжил собеседник "Интерфакса".
СТИМУЛЫ К САМОЗАЩИТЕ
Собеседник "Интерфакса" добавил, что "в конструкции законопроекта сохраняется положение о запрете на приватизацию жилья, полученного взамен утраченного, оформленного по социальному найму". Эта норма действует для тех, кто не имел полиса страхования жилья на момент реализации страхового события и гибели жилья от ЧС, пояснил он. Таким образом, государство обеспечивает помощь всем пострадавшим от ЧС гражданам. Однако те, кто имели полис страхования жилья, получат больше преимуществ. В том числе преимущества могут обеспечиваться приоритетностью в оказании помощи властями держателям полисов страхования жилья. Естественно, выплата по ущербу для них также окажется выше, она формируется на разных уровнях за счет бюджетов и коммерческих возмещений страховщиков.
"К примеру, при региональном ЧС размер выплаты за поврежденное жилье составляет в среднем примерно 50 тыс. рублей. При наличии добровольного договора такая выплата окажется в 6 раз выше - минимум на уровне 300 тыс. рублей. При этом никто не мешает жителю достраховать свое имущество на полную его стоимость по договоренности со своим страховщиком", - сказал он.
"СЛОЕНЫЙ ПИРОГ" ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Источник также пояснил, что новых экспертных расчетов по стоимости взноса в рамках полиса по страхованию жилья от ЧС при доработке документа не проводилось. Несколько лет назад такие расчеты предполагали годовой взнос жителя РФ по этому базовому риску в размере 360 рублей в год для любого региона страны при обеспечении минимального покрытия в 300 тыс. рублей при гибели жилья. При этом законопроект обеспечивает защиту жилья в минимальном размере. Выплата последует только в случае полной гибели жилья от ЧС природного характера. Частичный ущерб, а также повреждения, не связанные с ЧС, будут уже оплачиваться в рамках региональных программ страхования и индивидуальных договоренностей с коммерческими страховщиками. Таким образом, в составе одного добровольного полиса его владелец получит защиту имущества, напоминающую слоеный пирог с точки зрения распределения ответственности за возмещение ущерба. Такая конструкция впервые используется законодателем в РФ, она должна повысить уровень защиты потребителей в модели распределенной финансовой нагрузки для возместителей вреда. Одновременно бюджет получит поддержку страхового бизнеса. Так, если при потере жилья от ЧС государство выдает новое жилье владельцу полиса, оно может рассчитывать на переуступку страховой выплаты и ее получение в бюджет.
Следуя законам конкуренции и закону больших чисел, эксперты надеются получить и другие эффекты. Широкое распространение практики страхования жилья в условиях конкуренции страховщиков приведет не только к охвату страховой защитой жилья в регионах РФ, подверженных ЧС, но и снизит среднерыночные цены на страхование домов и квартир в целом по стране, полагает эксперт страхового рынка.
Как сообщалось ранее, законопроект о страховании жилья предусматривает перестрахование минимальной защиты по ЧС (заложенной как блок в каждый полис страхования жилья) в "Российской национальной перестраховочной компании" в 100%-ном объеме.
На Национальный союз страховщиков ответственности предполагается возложить по закону обязанность ведения общероссийского реестра застрахованного жилья, определение формата обмена информацией с госорганами.