.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Экономика
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
11 декабря 2013 года 13:41
Богатое прошлое тормозит урбанизацию и прогресс
0 |
РИА Новости, Дмитрий Коробейников
Города надо почаще перетаскивать с места на место, не обращая внимание на исторические традиции, уверены английские экономисты. После гибели Римской империи французы жались к руинам римских городов, а англичане смело создавали новые поселения в более удачных местах, результат - налицо
Лондон. 11 декабря. FINMARKET.RU - Многие крупнейшие города мира расположены крайне не удачно, уверены Гай Майклс из Лондонской школы экономики и Фердинанд Рауч из Оксфорда. Во всем виновата их богатая история: тысячи лет назад, когда их основали, никто не думал о выходах к морю или глобальных цепочках поставок. Сегодня неудачное местоположение тормозит их развитие и сдерживает рост экономики.
Как Древний Рим повлиял на Францию и Великобританию
Экономисты провели небольшой исторический эксперимент. Они сравнили развитие городских сетей Римской империи на территории Франции и Великобритании. Одна из них была уничтожена, а второй осталась почти нетронутой.
В начале первого тысячелетия нашей эры Рим завоевал и урбанизировал огромные территории Европы, Африки и Ближнего Востока.
При римлянах города во Франции и Великобритании развивались примерно одинаково: схожее количество обитателей, одинаковые институты и система управления. В середине IV века их пути разошлись.
Примерно в 450 году нашей эры, когда в империи начались проблемы, римские легионы, поддерживающие порядок и безопасность на территории Британии, покинули страну. В результате нескольких разрушительных набегов саксов большинство крупных городов страны были уничтожены в течение следующих 200 лет.
Римские города во Франции успешно пережили период кризиса, "темные века", нашествия варваров и продолжили развиваться.
Если значение факторов, определяющих привлекательность городов, например, береговая линия, горы и реки, не меняются, то новые города возникнут на местах старых. В такой ситуации города во Франции и Британии возникнут в тех же местах, где были римские города.
Если фундаментальные показатели или их ценность со временем меняются, а эти факторы влияют на производительность экономики региона, тогда городские сети сдвинутся в сторону мест, где фундаментальные показатели становятся лучше. В такой ситуации часть римских городов во Франции и Великобритании сохранится, а часть - нет.
Если фундаментальные показатели или их значение изменяется, но при этом они не влияют на экономическую активность, то положение городов зависит от исторического развития. Британская городская структура, которая была полностью уничтожена после падения Римской Империи, будет перенесена в другие места, более благоприятные для экономики. Французские города останутся при этом на своих местах.
Экономисты нашли подтверждение третьей гипотезы. Средневековые города во Франции возникали в основном рядом с римскими городами в отличие от Великобритании.
Эта разница заметна и сейчас: всего три из 20 крупнейших городов Великобритании располагаются рядом с римскими городами по сравнению с 16 во Франции. В Британии новые города строились с учетом изменения экономики и важности географических факторов, а во Франции города остались на своих местах.
Особенности исторического развития тормозят прогресс
Расположение французских городов экономисты объясняют дорогами: во время Римской Империи города были связаны дорогами, предназначенные для движения римской армии.
В Средние века из-за улучшений, связанных с речным транспортом, решающее значение начала играть береговая линия.
В Средние века вероятность того, что британские города окажутся у воды, была в 2,5 раза выше, чем во времена Рима. За тот же период во Франции география городов мало изменилась.
Более того, доступ к береговой линии имел большее значение для роста городов в период 1200-1700 годов. Даже доступ к каналу ускорял рост населения городов.
При этом постройка и поддержание каналов требовали существенных капитальных затрат.
Фактически, французские города на века застряли в совершенно не подходящих для них местах. Они не могли использовать преимущества от развития транспорта из-за отсутствия доступа к береговой линии. Они были созданы, чтобы удовлетворить потребности времен Древнего Рима, а не Средневековья.
Подобное наблюдается и сейчас: положение городов обусловлено не экономическими, а историческими причинами. В некоторых частях Африки, например, в крупных городах ощущается нехватка воды из-за плохой транспортной инфраструктуры. Во многих странах города расположены в зонах, где часто происходят наводнения, землетрясения и другие природные катастрофы.
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- Финансовые центры соревнуются за право торговать юанями
- Жизнь на грани смерти: два российских города вошли в десятку самых грязных мест на планете
- Как Олимпийские игры разоряют города и страны
- Большие города: почему урбанизации не видно конца
- Из аварийного жилья россиян переселит только чудо
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.