Год доллара, и год, поставивший под сомнение привязку рубля к нефти
Подготовлено: А.Лусников
28 декабря, понедельник. Последние денечки перед новогодними праздниками. Рынок вялый, похожий на тихий омут - и, конечно, не только тем, что в основном там всё тихо и вяло, но и тем, что время от времени оттуда появляются какие-то черти. Вот сегодня - кажется, держался доллар с утра вблизи 70,5 рубля, никто никого не трогал… И вдруг - бац! Взлет курса, американская валюта в течение каких-то минут долетает до 72 рублей, а на максимуме вообще приближается к 72,5 рубля. После чего плавно откатывается к 72 рублям, где и замирает.
Взлетев, доллар побывал на уровнях, не виданных с декабря 2014 года, т.е. с момента максимального валютного ажиотажа. Тогда, напомним, курс кратковременно добирался до 80 рублей - правда, было это лишь на какие-то минуты (и выше 70 рублей-то курс побыл тогда лишь часы). Так что рекорд вполне тянет уже и на исторический.
В принципе, то, что произошло, понятно. Многие ждут (оправданно ли - другой вопрос) какой-то восходящей коррекции цен нефти (ну должна же нефть как-то отыграть. сколько можно падать). И думали, что вот, подскочит нефть хотя бы до $40 за баррель, можно будет тогда выгодно использовать рублевые позиции… Но реально утром нефть снова стала смотреть вниз и после утренних "почти 38" отступила к цифре 37… Рынок испугался, или, лучше сказать, счел риски игры на повышение и так несколько переоцененного "по нефти" рубля слишком высокими… Вот и возникло резкое движение - доллара к 72 рублям, евро - к 79 рублям.
То же самое, кстати, вполне могло произойти и чуть позже, скажем, в последние предновогодние торги, или в межпраздничный период (4-6 января биржа торгует). Но что может произойти - происходит, причем зачастую при первом же возможном случае, гласит рыночная максима. Так что - вполне естественный рост.
Концептуально - нельзя исключать, что рубль "просядет" еще, даже если цены на нефть останутся у текущих уровней. Но - отметим - эта концепция, очень похоже, начинает устаревать. Рубль "отрывается" от цен нефти - хотя бы потому, что остальная экономика РФ, не нефтяная, как-то всё-таки еще работает (многое неэффективно и даже взрывоопасно - но в целом картина не апокалиптична). И, соответственно, падение цен нефти должно просто сократить долю нефти в экономике - возможно, это и будет неким позитивным эффектом падения цен нефти.
И тогда может оказаться, что рубль, конечно, упадет, если нефть вдруг будет отступать дальше - но упадет ограниченно, с учетом того, что сальдо торгового баланса всё же остается положительным, а ключевая нагрузка на российскую экономику пока перенесена на сократившееся потребление.
По итогам (предварительным, конечно) года, рубль снизился к доллару примерно на 20%. Близнецом-братом рублю по темпам снижения выступает турецкая лира - те же 20% падения за год. Чуть больше - около 23% - падение у рэнда ЮАР; ну и среди заметных валют (стран, входящих в G20 или ОЭСР) два лидера падения, совпадающих с легендами футбола, Бразилия (реал) и Аргентина (песо). У обеих стран - падение курса примерно на треть. Причем оно, падение, разное - у Бразилии плавно нарастающее в течение всего года вместе с усиливающимся экономическим кризисом, а у Аргентины - сформировавшееся в одночасье в декабре, когда власти занялись либерализацией валютного рынка, имевшего до того множество ограничений, включающих почти полный запрет на хождение валюты внутри страны.
Ну, а доллар - лидер года, среди заметных мировых валют к американской не вырос никто (единственное, конечно - те валюты, которые привязаны к доллару, разделили с ним сомнительные в текущих условиях лавры победителя гонки). Растущие валюты проигрывают в "гонке девальваций", являющейся ключевым компонентом "валютных войн". Да, и из валют, которые всё-таки свободно обращаются, наилучшие показатели - у швейцарского франка (изменения к доллару США за год близки к нулевым), японская иена и исландская крона.