Шоки не оказывают на финансовый рынок долгосрочное действие
Подготовлено: А.Лусников
25 ноября, среда. Рынки встряхивает постоянно - поводов много, но, надо сказать, они, встряски, не приводят пока к каким-то значительным изменениям - что даже и удивительно, если не помнить, что, глобально, рынки управляются большими циклическими процессами в экономике, которые сейчас, как раз, находятся на переломе. Перелом, который вызван вероятным разворотом к росту ставок в США и вероятным же замедлением роста на развивающихся рынках во главе с Китаем - как раз дает такой многолетний цикл, и новости, как-то влияющие на ход этого цикла, влияют на рынки, остальное же воспринимается как в лучшем случае повод для краткосрочных скачков.
В понедельник мы писали о таком скачке - вызванном заявлением Саудовской Аравии о намерении как-то согласовать позиции поставщиков нефти. Несмотря на туманность намека, реакция оказалась острой: ведь до последнего времени саудовцы работали в концепции, что сейчас надо сохранять (и при необходимости расширять) долю рынка, а в этой концепции конкуренция происходит как раз между теми, с кем они собрались согласовывать позиции. Изменение? Да, но, изменение не стратегическое, не относящееся к "большому" циклу. И потому не вызвало оно иной реакции, кроме краткосрочного резкого скачка цен.
Но это - понедельник. Вторник принес новое резкое воздействие - на этот раз политическое и, возможно, даже геостратегическое. Турки сбили российский военный самолет, это вызвало шок (как же - мы на пороге войны с НАТО). От такой войны - в случае типичной эскалации - легко может не остаться ни рынков, ни даже тех, кто эти рынки может заново построить в разумные сроки!
Что мы видим в качестве реакции? Рынки испытали негативный импульс - но не резкий, а растянутый во времени (рубль просел к доллару, снизились цены российских акций, упали ОФЗ и другие российские облигации). Это сопровождалось повышением мировых цен нефти, что, в принципе, до некоторой степени компенсировало негативный эффект - более существенная компенсация для рубля, менее существенная - для рынка акций.
Следует отметить, что основные страхи возникли в отношении того, а не станет ли инцидент поводом для того, чтобы пошло прахом всё, что обеспечивало осторожный оптимизм на наших рынках в последние недели. А именно - то, что пропасть взаимонепонимания с Западом стала сокращаться, когда РФ впряглась (с оговорками) в общее с Западом дело - борьбу с ИГИЛ.
Последовавшие за трагедией часы (а уже прошло более суток) показали - вроде бы разрушения не происходит, ответ РФ - при жесткости - не оказался опасным в плане каких-то угроз глобальной безопасности. Именно поэтому, похоже, рынок и приходит в себя - практически восстановились до-вторничные траектории валют, облигаций. Акции - да, остались несколько ниже.
Примечательно, что конфликт (пока - увы - идущий) с Турцией может принести российской экономике и фундаментальные последствия, далекие от рынка. Так, обсуждающееся сокращение (или даже полный отказ) от турпотока в Турцию, помимо влияния на туристический бизнес (и на возможности нашего с вами отдыха) может повлиять и на торговый баланс. Не сильно, но вместе с влиянием похожих решений (Египет) эффект может быть достаточно заметным.
Что, может быть, и не очень приятно гражданам - зато, при прочих равных, благоприятно для рубля.