Госдума приняла закон о консолидированном банковском надзоре
Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении о консолидированном надзоре за банками, банковскими группами и банковскими холдингами.
Документ был внесен правительством в Думу в марте 2011 года, принят в первом чтении 18 мая 2011 года, во втором - 24 мая. Большинство поправок вносятся в закон "О банках и банковской деятельности".
Как сообщил ранее первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Симановский, законопроект приводит возможности ЦБ в регулировании и надзоре в соответствие с международной практикой и международными подходами. В том числе создаются возможности для реализации первого, второго и третьего компонента "Базеля II".
По его словам, у ЦБ появляются возможности для надзора на консолидированной основе, который в целом соответствует международной практике. Но при этом полных возможностей, как, например, в Европе или Америке, не предусматривается, уточнил А.Симановский.
Поправки касаются вопросов деловой репутации банкиров, снижения доли владения банком, требующей предварительного согласия ЦБ, введения требований к деловой репутации банкиров. ЦБ получает в отдельных случаях право на мотивированное суждение и введение индивидуальных нормативов для банков, а также право оценивать систему оплаты труда топ-менеджмента банка.
Большинство нововведений вступят в силу с 1 января 2014 года, за исключением некоторых положений.
БАНКОВСКИЕ ГРУППЫ И ХОЛДИНГИ
Документом уточняются определения банковской группы и банковского холдинга. Контроль и значительное влияние для определения участников банковской группы (банковского холдинга) и составления отчетности будут определяться в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
"То есть более простое (определение - прим. ИФ-АФИ). Скажем, вот этот принцип общий, он более правильный. Мы закон о МФСО приняли. Инструмент должен быть понятный как для Центрального банка, так и для тех, кого регулируют", - пояснила ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина.
Устанавливается также, что доля банковской деятельности в банковском холдинге должна составлять не менее 40%.
В случае неисполнения головной организацией банковского холдинга законодательных требований Банк России вправе ограничить на срок до 6 месяцев проведение операций участника холдинга с головной операцией или с другими участниками холдинга. Возможно также введение на срок до 1 года запрета на такие операции.
Банк России вправе проверять деятельность расположенных на территории иностранных государств банков, входящих в состав банковских групп и банковских холдингов.
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ БАНКИРОВ
В документе дается перечень из 13 оснований несоответствия кандидатов на пост руководителя, главного бухгалтера и его заместителей, члена совета директоров требованиям к деловой репутации. К ним, в частности, отнесено:
- наличие у кандидатов снятой и непогашенной судимости за умышленные преступления;
- признание судом в течение последних 5 лет кандидатов виновными в банкротстве юрлица;
- неисполнение им мер по предупреждению банкротства банка, если он был руководителем, членом совета директоров или учредителем;
- наличие у кандидата права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана за неспособность банка удовлетворить требования кредиторов в течение 14 дней с даты наступления их удовлетворения;
- привлечение в течение трех последних лет к субсидиарной ответственности по закону о банкротстве;
- вынесение в течение последних 5 лет требования ЦБ к банкиру о его замене в связи с неисполнением банком, в котором он работал, предписаний ЦБ или создания реальной угрозы кредиторам (вкладчикам);
- совершение банкиром более 3 раз в течение года административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности;
- дисквалификация, срок которой не истек;
- наличие неоднократных фактов расторжения договоров по инициативе работодателя;
- занятие банкиром в течение года до введения в банк временной администрации должности в нем руководителя, главного бухгалтера или его заместителя;
- занятие банкиром в течение года до отзыва лицензии у банка должности в нем руководителя, главного бухгалтера или его заместителя;
- предоставление недостоверных сведений о своем соответствии квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации;
- применение в течение последних 5 лет к банку, где банкир занимал руководящие должности, мер Банка России за представление существенно недостоверной отчетности, если ее подготовка входила в его компетенцию.
В настоящее время Банк России может отказать банку в госрегистрации и выдаче лицензии при несоответствии кандидатов на пост руководителя, главного бухгалтера и его заместителей требованиям деловой репутации, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Теперь эти требования, соответственно, прямо прописаны в законе о банках и банковской деятельности.
Банку также может быть отказано в регистрации и лицензии при неудовлетворительной деловой репутации учредителей, приобретающих более 10% акций (долей) банка, а также руководителя юрлица, которое покупает 10% акций банка.
Физлица, чью деловую репутацию Банк России признал не соответствующей требованиям, могут обжаловать соответствующие решения в суде.
Расширяется перечень банковских должностей, занимая которые, банкиры должны отказаться от соответствующих должностей в страховых организациях, аффилированных с банком компаниях, в компаниях-профучастниках. Теперь эти ограничения будут действовать не только в отношении руководителей и главных бухгалтеров банков, но и в отношении заместителей главных бухгалтеров, а также в отношении главных бухгалтеров филиалов банков. Кроме того, для банкиров, занимающих руководящие должности, и для главных бухгалтеров банков, их заместителей, главных бухгалтеров филиалов будет действовать запрет на предпринимательскую деятельность без образования юрлица.
Прописывается также, что если в отношении члена совета директоров банка вступил в законную силу обвинительный приговор суда по экономическим статьям или статьям в сфере преступлений против госвласти, либо вступило в силу решение суда об административном наказании в виде дисквалификации, то он считается выбывшим из совета с даты вступления в силу решения суда.
Банки также получают право при соответствующем согласии Банка России возлагать отдельные обязанности руководителей и главных бухгалтеров, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, на лиц, занимающих иные должности. Эти лица, соответственно, должны отвечать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
Банк России ведет базу лиц, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации, или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Банк России наделяется правом обрабатывать и проверять персональные данные банкиров при осуществлении контрольных и надзорных функций.
ОГРАНИЧЕНИЯ В ЗАРПЛАТЕ БАНКИРОВ
Поправки обязывают банки в целях обеспечения финансовой надежности создать систему оплаты труда как в целом, так и в отношении оплаты труда топ-менеджеров - членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации и ряда других работников, результаты которых могут повлиять на финансовую надежность. Система оплаты труда в том числе должна содержать возможность сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по банку или по соответствующему направлению деятельности.
При этом Банк России наделяется правом оценивать систему оплаты труда банка в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда топ-менеджеров. При несоответствии системы оплаты характеру, масштабу проводимых операций, результатам деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков, а также при отсутствии в политике банка условий об отсрочке и последующей корректировке бонусов, в том числе возможности их сокращения или отмены, регулятор сможет направить банку предписание об устранении нарушения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ
Меняется пороговое значение для сделок по приобретению акций (долей) и установлению контроля, на которые требуется предварительное согласие Банка России. Порог снижается с 20% до 10%. "Международные организации требуют примерно одного и того же, а мы с ними соглашаемся. Это необходимо для того, чтобы понять, насколько прозрачен капитал", - пояснила ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Н.Бурыкина.
При этом ЦБ будет вправе отказать в согласии, если приобретатель не отвечает требованиям деловой репутации.
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ И ПРАВО ЦБ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Документ обязывает банки соблюдать требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, которые установит Банк России. Руководители службы системы риска, контроля, аудита должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
При этом Банк России наделяется правом устанавливать индивидуальные предельные значения обязательных нормативов для отдельных банков. Так, сначала Банк России проводит оценку качества систем управления рисками и капиталом, а также внутреннего контроля банка или группы, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности, их соответствие характеру и масштабу совершаемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, включая определение объемов, структуры операций как критериев оценки. Если после проверки выяснится несоответствие этих показателей требованиям, то Банк России обязан направить в банк или головную организацию группы банков предписание о приведении показателей в соответствие с требованиями и (или) устанавливающее индивидуальные предельные значения обязательных нормативов.
МОТИВИРОВАННОЕ СУЖДЕНИЕ
Документом также вводится с 2015 года норматив - максимальный размер риска на связанное с кредитное организацией лицо (группу лиц), который не может превышать 20% размера собственных средств кредитной организации.
Одновременно с введением этого норматива вводится возможность для Банка России использовать мотивированное суждение. Так, прописывается, что в целях определения максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу лиц) комитет банковского надзора ЦБ РФ вправе принять решение о признании лица связанным на основании мотивированного суждения. Решение комитета должно содержать соответствующие обоснования, в том числе информацию о признаках, на основании которых оно принято, сроки приведения кредитной организацией требований к лицу, признанному связанным, в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании закона. Глава Центробанка РФ может запросить дополнительную информацию у банка при рассмотрении комитетом по банковскому надзору вопроса о связанности лиц.
В течение 15 рабочих дней банк вправе обжаловать решение комитета о признании связанности лица председателю Банка России, который рассматривает этот вопрос в течение 15 рабочих дней и выносит соответствующее решение.
Решения комитета банковского надзора могут быть обжалованы в арбитражном суде.
КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ БАНКА
Поправками также прописываются особенности компетенции и организации деятельности совета директоров кредитной организации. Помимо вопросов, обозначенных в законах об АО и об ООО, к компетенции совета директоров относится утверждение стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации; утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков; утверждение порядка предотвращения конфликтов интересов, плана восстановления финансовой устойчивости.
К компетенции совета директоров банка также отнесено утверждение кадровой политики кредитной организации, в том числе порядок определения размеров окладов, порядок определения размера, форм и начисления компенсационных и стимулирующих выплат руководителям банков и иным работникам, принимающим решения о сделках и операциях, результаты которых могут повлиять на соблюдение обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам кредиторов (вкладчиков).
БАНКОВСКАЯ ТАЙНА
Часть дополнений вносится в статью закона о банках, касающуюся банковской тайны. Изменения регулируют обмен информацией внутри банковских групп и холдингов, в том числе трансграничную передачу сведений. Так, прописывается, что банки, входящие в состав групп и холдингов, передают головным организациям сведения о своих операциях, а также об операциях своих клиентов и корреспондентов. Если головная организация расположена на территории иностранного государства, то сведения, за исключением гостайны, передаются при условии обеспечения уровня защиты не меньшего, чем предусмотрено законодательством РФ.
Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях, полученных из отчетов групп и холдингов, кроме гостайны, зарубежным центральным банкам и соответствующим органам надзора при аналогичном уровне защиты и при условии непредставления этой информации третьим лицам, в том числе правоохранительным органам без предварительного письменного согласия ЦБ РФ, кроме случаев предоставления судам этой информации по уголовным делам.
ОГРАНИЧИТЬ СТАВКИ
Согласно поправкам, Банк России сможет в отдельных случаях ограничивать максимальную величину ставок по вкладам банков. Такие действия ЦБ, согласно законопроекту, сможет предпринять в случае неисполнения банками в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, а также в том случае, если эти нарушения либо совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов или вкладчиков банка. При этом Банк России не сможет опускать ставку ниже 2/3 ставки рефинансирования по вкладам в рублях или ниже ставки LIBOR по вкладам в иностранной валюте.
В расчет процентной ставки наряду с процентными включаются любые непроцентные платежи и доходы в натуральной форме, которые банк выплачивает вкладчикам-физлицам.
При этом из действующего закона исключается норма о том, что в случае неисполнения банками в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, а также в том случае, если эти нарушения либо совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов или вкладчиков банка, ЦБ вправе изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации нормативы.
БЕЗ ПРАВА ГОЛОСА
Документом вводится возможность приостановления действия права голоса акционера банка на собрании акционеров.
Если акционер нарушил порядок раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, не исполнил меры по предупреждению банкротства или совершил сделку, повлекшую нарушение нормативов, то ЦБ не позднее 30 дней со дня обнаружения такого факта направляет владельцу соответствующее предписание. У владельца банка будет 45 дней на то, чтобы исправить ситуацию. Если он этого не сделает, то право его голоса приостанавливается до дня исправления ситуации или отмены предписания Банка России.